Торговая война ударила по рынку роскоши (HK01)

Оригинал на китайском языке 

Крупнейший российский поставщик алмазов: это лишь временное явление.

Ждет ли нас китайско-американская торговая война пока не ясно, но рынок уже столкнулся с определенными проблемами в сфере импортной и экспортной торговли. Эти же проблемы коснулись и рынка предметов роскоши. Корреспондент издания HK01 прибыла в Россию, чтобы на месте узнать о процессе добычи и огранки алмазов, а также поговорить с представителями крупнейшего производителя алмазов — компании АЛРОСА, осуществляющей 26% мировой добычи алмазов, о ситуации в этом бизнесе. В компании заявили, что, несмотря на негативное влияние торговой войны между Китаем и Америкой на планы закупщиков драгоценностей и уменьшение объемов заказов, больших изменений в долгосрочном аспекте не произошло и спрос по-прежнему стабилен.

На долю российского производителя алмазов приходится 95% внутреннего объема добычи; однако себестоимость ведения деятельности и рабочей силы (из расчета на один карат ограненных алмазов) в России довольно высока и в 2–3 раза превышает аналогичные показатели, например, в Индии, поэтому основной деятельностью компании является реализация алмазного сырья. Компания проводит огранку крупных камней для их последующей аукционной продажи. Так, в 2017 году был добыт розовый алмаз, вес которого составил 27,85 карата и который оказался крупнейшим розовым алмазом в истории российской алмазодобычи добычи (розовые алмазы — самые редкие из цветных, они же продаются на аукционах за самую высокую цену). Гранильное предприятие АЛРОСА изготовило бриллиант весом 14,83 карата, он получил название название Magnificent Pink.

В первом полугодии этого года общий объем продаж компании АЛРОСА (алмазное сырье и бриллианты) равнялся $1,811 млрд, из которых доля алмазного сырья составила 98,51 %. По словам директора по продажам Евгения Агуреева, на сегодняшний день компанией заключены 3-летние долгосрочные соглашения с семью компаниями из Гонконга и Китая, включая Chow Tai Fook and Chow Sang Sang.

Китайский рынок в половину неба

В настоящее время объем продаж с Китаем равен примерно 5%. В 2018 году стоимость проданного в Китай алмазного сырья составила $180 млн. Евгений Агуреев замечает, что перспективы роста китайского рынка огромны: потребители из Китая покупают драгоценности с бриллиантами на внутреннем рынке или в поездках за рубеж, в Китае открыто немало принадлежащих ювелирным брендам производственных площадок. АЛРОСА в настоящее время ведет переговоры с несколькими компаниями из Китая и Гонконга. Агуреев уверен, что объемы торговли с Китаем в будущем будут непрерывно расти.

Он также добавил, что для освоения китайского рынка компания намеревается усилить свое рекламное присутствие в Китае и Гонконге, чтобы больше людей могли познакомиться с ее продукцией. Помимо существующей процедуры продаж алмазного сырья в Китае, в этом году компания АЛРОСА запланировала проведение в Гонконге трех аукционов по продаже алмазного сырья свыше 10,8 карата. Два из них уже завершились и принесли компании $22 млн прибыли. Гонконг является международным финансовым центром, где многие ювелирные бренды, а также компания АЛРОСА, открыли свои представительства. У компании также есть офис для проведения аукционов на Дальнем Востоке России (во Владивостоке, который находится практически на границе России и Китая).

Китайско-американская торговая война привела к уменьшению объемов заказов

Негативные показатели экономического роста по всему миру, а также неясные перспективы китайско-американской торговой ситуации заставляют потребителей вести себя осмотрительнее. Евгений Агуреев полагает, что уже введенные и потенциальные санкции в рамках китайско-американской торговой войны повлияли и на закупочные планы ювелирных компаний. Объемы заказов уменьшаются, цены были снижены, чтобы избежать лишних складских запасов. По словам Агуреева, сейчас компания работает над поддержанием объема добычи алмазов на надлежащем уровне, чтобы обеспечить баланс спроса и предложения на бриллианты.

Он добавил, что, несмотря на отсутствие в настоящий момент соглашения между Китаем и США, компания, опираясь на сообщения СМИ, видит позитивную тенденцию, заключающуюся в отказе этих стран от новых санкций, что будет способствовать стабилизации ситуации на рынке. Текущая рецессия на макроэкономическом уровне — это вопрос, затрагивающий краткосрочную перспективу и не связанный с глобальными трендами. Спрос на драгоценности с бриллиантами существенно не изменился и остается стабильным.

Директор по продажам компании АЛРОСА прогнозирует, что в течение 20 лет вслед за развитием науки и техники снизится себестоимость искусственных алмазов, а занимаемая искусственными алмазами доля продаж с менее 1% (текущее значение) увеличится до 7 %.

Искусственные или природные камни?

Искусственные алмазы в последнее время приобретают все большую популярность: по сравнению с природными алмазами, их стоимость в 3-4 раза ниже, что привлекает некоторых потребителей. Агуреев рассказал, что объем производства искусственных алмазов составляет порядка $1,9 млрд и к 2023 году, по прогнозам, ежегодный рост по этому показателю может достигнуть 22% (около $520 млн). В настоящее время, занимаемая искусственными алмазами доля рынка составляет около 1%, но предполагается, что вслед за развитием науки и техники себестоимость искусственных алмазов будет снижаться и в течение 20 лет эта цифра может вырасти до 7 %.

Агуреев отметил, что в компании считают природные и искусственные алмазы абсолютно разными продуктами. Искусственные алмазы никогда не смогут заменить природные камни, поэтому у АЛРОСА никогда не было намерений входить в операции с искусственным сырьем. Кроме того, все алмазы, независимо от происхождения, состоят из расположенных определенным образом атомов углерода, и различить два вида невооруженным глазом невозможно. По мнению Агуреева, в настоящее время на рынке открыто реализуется только 20% искусственных алмазов, немало изготовителей и дилеров продают их вперемешку с натуральными камнями. Чтобы обеспечить клиентов гарантией подлинности камней, АЛРОСА вошла в пилотный блокчейн-проект Tracr компании De Beers. С помощью защищенных от подделки нод-записей в блокчейне для каждого камня алмазы отслеживаются от этапа добычи до готового ювелирного изделия.

Евгений Агуреев упомянул, что все больше молодых потребителей обращают внимание на историю алмаза и социальную ответственность предприятия, например, на место добычи алмаза, то, как он был огранен, прибыл ли он из зон военных конфликтов, каковы условия труда рабочих на месторождении, приводит ли разработка к загрязнению окружающей среды и прочие вопросы.

Поэтому, компания также создала платформу, где клиент может указать номер алмаза, просмотреть место его добычи, а также фотографии процесса огранки. Кроме того, покупка ювелирных изделий с бриллиантами стала распространенным явлением среди молодых людей. Агуреев полагает, что раньше люди покупали бриллианты только в случае больших жизненных событий, а поколение миллениалов может приобретать драгоценности, чтобы отпраздновать собственные успехи. Он уверен, что молодое поколение станет для алмазного рынка новым драйвером роста.

Последнее обновление страницы было сделано 27 июля 2019 в 15.39