Российская АЛРОСА следует за ростом китайского алмазного рынка (Financial Times)

Интервью на сайте FT

Государственная алмазодобывающая компания тестирует систему оплаты в рублях, поскольку и Россия, и Китай скептично настроены по отношению к доллару.
В попытке нагнать своего конкурента, корпорацию De Beers Group, российская компания АЛРОСА, являющаяся крупнейшим в мире производителем алмазов, увеличила объем инвестиций в освоение китайского рынка, который демонстрирует значительный рост. В прошлом году эта российская государственная компания продала китайским покупателям алмазов на общую сумму 180 миллионов долларов США.

«Пока эта сумма составляет менее 5 % от общего объема продаж АЛРОСА, однако это только начало», — заявил Сергей Иванов, назначенный на должность генерального директора компании в прошлом году. «Развитие и укрепление отношений с китайскими покупателями, в частности с китайскими розничными ювелирными сетями, в настоящее время является главной целью нашей компании. Мы планируем увеличить инвестиции в маркетинговые инициативы и продвижение нашего бренда», — добавил он.

АЛРОСА является крупнейшим в мире производителем алмазного сырья, если измерять его количество в каратах. Совместно с De Beers, принадлежащей Anglo American, АЛРОСА производит почти половину общего количества алмазного сырья, добываемого в мире. В условиях роста мирового рынка алмазов за первый квартал 2018 года чистая прибыль АЛРОСА выросла на 40 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 33,2 миллиарда российских рублей. Тем не менее в Китае ее опережает De Beers, которой принадлежит 1000 магазинов, обеспечивающих более 14 % от общего объема продаж компании.

АЛРОСА начала работать на китайском рынке в 2010 году и на сегодня имеет контракты с шестью китайскими компаниями, в том числе с крупнейшей китайской ювелирной сетью Chow Tai Fook. Аналитики прогнозируют рост китайской и индийской экономики в ближайшем десятилетии, который будет обусловлен в первую очередь ростом рынка алмазов. По данным консалтинговой компании Bain, после стагнации в 2016 году, вызванной нестабильной ситуацией в экономике, в 2017 году китайский рынок алмазов вновь начал расти, что было связано с увеличением расходов китайцев на предметы роскоши. По данным на июнь, за первое полугодие 2018 года рост годовой прибыли компании Chow Tai Fook, являющейся крупнейшей в Китае и самой популярной среди покупателей среднего класса ювелирной сетью, составил 34 %, при этом рост прибыли ювелирных магазинов этой сети в континентальном Китае составил 8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«На китайском рынке наблюдаются положительные тенденции, а также устойчивый спрос в массовом сегменте», — заявил Financial Times Сергей Иванов. Он привел в качестве примера отчет о результатах исследования, проведенного АЛРОСА, согласно которому приобрести украшения с алмазами в следующем году планируют 86% китайцев и лишь 59% американцев, в то время как рынок США является крупнейшим в мире алмазным рынком. Иванов также добавил, что средняя розничная цена украшений с алмазами в магазинах континентального Китая составляет 4000 долларов США.
Постоянные клиенты АЛРОСА ранее приобретали алмазы у оптовых компаний-посредников. В Китае АЛРОСА планирует организовать продажи алмазов посредством прямых аукционов. В этом году уже были проведены два аукциона по продаже крупных алмазов в Гонконге, еще один состоится в следующем месяце.

АЛРОСА вышла на китайский рынок одновременно с укреплением дипломатических отношений между Москвой и Пекином. Обе страны тесно сотрудничают с США и скептично относятся к использованию доллара в качестве основной валюты международной торговли. В этом месяце АЛРОСА объявила о пробном запуске системы, которая позволит иностранным клиентам производить оплату покупок в рублях. Одна из китайских компаний оплатила алмазы, приобретенные на аукционе в Гонконге, в российской валюте через шанхайское отделение банка «ВТБ». «В дальнейшем мы планируем предложить такую услугу нашим клиентам в Китае, — заявил Евгений Агуреев, директор по продажам АЛРОСА. — Возможно, это приведет к росту продаж в российских рублях в будущем».

Последнее обновление страницы было сделано 27 августа 2018 в 18.33