Интервью Евгения Агуреева журналу Hong Kong Jewellery

Интервью на сайте Hong Kong Jewellery

В 2018 году крупнейшая в мире алмазодобывающая компания АЛРОСА, на долю которой приходится более 29% мировой добычи алмазов, демонстрирует улучшение после удовлетворительного 2017 года, когда ее выручка снизилась на 14%.

На Международной алмазной неделе в Израиле в этом году АЛРОСА с успехом провела международный аукцион по продаже алмазов специальных размеров (более 10,8 карата), суммарная выручка составила $13,7 млн. Всего было продано 105 лотов весом 1665 карат, покупателями выступили 39 компаний. В феврале продажи компании выросли на 35% до $541,9 млн, включая реализацию алмазного сырья, которая подскочила на 37% по сравнению с предыдущим годом – до $532,8 млн.

Позднее, в ходе мартовской выставки Hong Kong International Diamond, Gem & Pearl Show, АЛРОСА провела два аукциона по продаже алмазов и бриллиантов, которые также завершились с хорошими результатами. Компания продала 112 алмазов специальных размеров общим весом 1787 карат, выручив $13,5 млн, и 67 бриллиантов на сумму $2,8 млн.

Журнал Hong Kong Jewellery обсудил с Евгением Агуреевым, возглавляющим продажи АЛРОСА, наиболее важные для компании вопросы: от планов по производству и продажам до маркетинга.

Какими вы видите производство и продажи АЛРОСА в 2018 году, учитывая такое хорошее начало?

В 2017 году мы наблюдали рост мировой добычи алмазов. АЛРОСА продемонстрировала рекордную добычу – 39,6 млн карат. По некоторым данным, мировая добыча алмазов в 2017 году достигла наивысших значений и составила около 146 млн карат. Если ничего не изменится, в будущем алмазодобыча будет постепенно снижаться из-за истощения существующих месторождений и сложностей с поиском новых кимберлитовых трубок.

В этом году мы ожидаем добычу на уровне 36,6 млн карат, которая в 2019 году увеличится до 38 млн карат благодаря новым проектам. Несмотря на снижение объемов производства в текущем году, мы достаточно амбициозно настроены в отношении продаж – планируем более эффективно управлять запасами и поставлять на рынок необходимые 40 млн карат алмазного сырья.

Мы наблюдаем позитивные тенденции спроса на алмазы и ювелирные изделия с бриллиантами. Украшения стали более востребованными, что благоприятно сказалось на рынке в целом. По ожиданиям экспертов, мировой спрос на ювелирные изделия с бриллиантами будет расти приблизительно на 1-4% в год. Несмотря на сильный спрос на алмазное сырье в начале 2018 года, мы не ожидаем, что такая тенденция будет продолжаться весь год. Это будет стабильный год с некоторыми сезонными колебаниями, что вполне нормально.

Как АЛРОСА планирует стимулировать продажи в 2018 году?

По российскому закону, крупные алмазы весом более 10,8 карата могут реализовываться исключительно на аукционах. Поэтому каждый год мы проводим такие аукционы. Спрос на эту категорию всегда хороший. В 2018 году мы планируем 30 международных аукционов по продаже крупных камней, включая торги в Гонконге. Мы также продаем более мелкое сырье на тендерах через нашу Единую сбытовую организацию и торговые представительства в мировых центрах алмазной торговли. В этом году в Гонконге мы проведем четыре тендера, и еще несколько во Владивостоке.

С 2009 года наша сбытовая политика основывается на заключении долгосрочных контрактов с крупнейшими участниками рынка. Мы продаем около 70% алмазов по этим контрактам. В январе мы сформировали список клиентов на новый контрактный период 2018-2020 годов, он представлен 55 компаниями, покупающими сырье ювелирного качества. Среди них – 48 зарубежных: 22 из Бельгии, 14 из Индии, 6 из Китая, включая Chow Tai Fook, 5 из Израиля и 1 из Великобритании.

С прошлого года мы работаем над тем, чтобы наши продажи были более прозрачными и эффективными. Мы представили систему электронного рейтинга, которая следит за активностью покупателей, ценами и объемами покупок, а также эффективностью работы в различных производственных сегментах. Эта система очень помогает в формировании плана продаж на следующий контрактный период и гарантирует прозрачность сбыта.

Каким образом АЛРОСА будет строить и поддерживать отношения с клиентами из Китая в рамках новых долгосрочных соглашений, подписанных в январе?

Наш первый долгосрочный контракт с китайской компанией был подписан в 2010 году, а число клиентов из Китая стало расти только в конце 2012 года. Из-за такого позднего старта объем торговли с Китаем сейчас не очень большой, но за последние три года в рамках долгосрочных контрактов он вырос на 18%. Китай – самый быстроразвивающийся рынок потребления ювелирных изделий. В этом году у нас появились кандидаты из Китая на включение в список долгосрочных клиентов. Мы планируем выстраивать доверительные отношения с представителями этого рынка.

В прошлом году компании из материкового Китая и Гонконга купили наших алмазов на $180 млн, и мы рассчитываем, что этот объем будет постепенно расти. Мы также заинтересованы в продаже китайским компаниям бриллиантов, так как сегодня АЛРОСА является единственной добывающей компанией, которая имеет свое ограночное подразделение – филиал «Бриллианты АЛРОСА». Мы считаем это нашим конкурентным преимуществом, потому что способны гарантировать происхождение камня, навыки огранщиков, вековые традиции русской огранки и то, что за каждым камнем кроется история.

Сегодня маркетинг – одно из ключевых направлений работы АЛРОСА. Какова цель маркетинговых инициатив компании?

Наши маркетинговые инициативы выражаются двумя способами. Первый – это видовой маркетинг. В 2015 году АЛРОСА и шесть других производителей основали Diamond Producers Association (DPA), чтобы укрепить потребительский спрос на бриллианты, уйти от старых стереотипов и напомнить, что бриллиант – это выражение чувств в любое время и в любой ситуации. Я думаю, что рынок вскоре увидит позитивные результаты этой работы.

Другое направление – это собственный маркетинг АЛРОСА. Ранее мы позиционировали себя только как добывающая компания, но сегодня понимаем, что необходимо развиваться, потому что потребителям нужны алмазные истории, их интересует происхождение камня и социальная ответственность при его добыче. Мы развиваем несколько маркетинговых инициатив, которые могут быть воплощены в жизнь как самостоятельно, так и в сотрудничестве с ритейлерами. В будущем некоторые инициативы увидят и китайские ритейлеры.

Как АЛРОСА планирует развиваться в среднесрочной перспективе?

Бизнес модель АЛРОСА заключается в укреплении лидирующей позиции на алмазном рынке, сохранении долгосрочного производства и выручки, и повышении акционерной стоимости компании. Добывающая отрасль в последнее время сталкивается с проблемой истощения запасов. Большинство существующих месторождений алмазов открыты много лет назад и постепенно исчерпывают свои ресурсы. Новые месторождения становится все сложнее найти, и на передний план выходит экономическая эффективность. Поэтому отрасль нуждается в новых технологиях для оптимизации и снижения затрат.

Сейчас АЛРОСА – лидер не только в добыче, но также и по объему минерально-сырьевой базы. На сегодняшний день у нас на балансе 1 млрд карат ресурсов. Это означает, что даже если мы не будем ничего предпринимать и продолжим добывать прежние объемы, нам хватит ресурсов на 25-30 лет вперед. Несмотря на это, мы постоянно проводим геологоразведку, главным образом в России, и направляем на это более $100 млн в год.

Наши долгосрочные контракты останутся основой нашей будущей работы. Такая форма сотрудничества удобна, так как обеспечивает наших клиентов стабильными поставками алмазного сырья и защищает их от волатильности цен на алмазы.

Более того, как социально-ответственная компания, мы направляем 3% своей ежегодной выручки на социальные программы. В 2016 году эта сумма составила $180 млн. Мы продолжим поддерживать высокий уровень развития бизнеса в соответствии с принципами устойчивого развития и социальной ответственности.

Последнее обновление страницы было сделано 29 мая 2018 в 18.10