АЛРОСА – российский алмазный самородок

Оригинал статьи на сайте Les Echos 

Неизвестная широкой общественности горнодобывающая группа, чья доля в размере 33% принадлежит Кремлю, является крупнейшим в мире производителем алмазов по объему и опережает знаменитую De Beers. На глобальном рынке сегодня компания выходит из анонимного статуса и становится цифровой.

«XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза» остается самым впечатляющим. С его весом в 342,57 карат (свыше 68 грамм) он не имеет равных себе по сей день в России, его размер и чистота классифицируют желтый алмаз как самый исключительный камень на Земле. Когда АЛРОСА обнаружила его 23 декабря 1980 года на своей шахте «Мир», его температура была, вероятно, на несколько десятков градусов ниже нуля. Ничего необычного для региона, где под вечной мерзлотой расположено большинство шахт группы.

В Мирном, в Республике Саха (или Якутии), в северо-восточной Сибири, шахтеры не раз были свидетелями, как термометр опускался ниже -60°С. Эти экстремальные климатические условия не мешают российской компании ежегодно добывать более 35 миллионов карат. АЛРОСА, чье имя остается неизвестным широкой публике, является крупнейшим в мире производителем алмазов по объему. Ее рыночная доля на 26% больше знаменитой De Beers.

«Это означает, что каждый четвертый алмаз в мире происходит из России», говорит ее генеральный директор. Сергей Иванов взял на себя управление АЛРОСА чуть более двух лет назад с твердым намерением «построить современный эффективный бизнес на всех уровнях, будь то прибыльность, социальная ответственность или участие в процессе приятия решений в отрасли», - объяснил (письменно) генеральный директор изданию «Les Echos».

Управление АЛРОСА также означает управление и обеспечение интересов государства: Российская Федерация владеет более 33% компании, а Республика Саха – 25%. Но в тридцать восемь лет сын бывшего руководителя аппарата Владимира Путина, который прекрасно знаком с механизмами власти, «обладает доверием государства. А это важно», - говорит эксперт, хорошо знакомый с отраслью.

Африканские алмазы

С частично обновленной командой Сергей Иванов, который совсем недавно начал работать в горнодобывающей отрасли, погрузился в работу. Вот что он говорит: «Глобальная стратегия АЛРОСА, котирующейся на Московской фондовой бирже, была утверждена в 2013 году. Так что в краткосрочной перспективе больших потрясений не будет. Суть, прежде всего, заключается в том, чтобы продолжать добывать много алмазов, становясь «самой эффективной горнодобывающей компанией в отрасли и самой рентабельной с маржой в два раза выше среднего». Все подразделения прошли тщательную проверку. Производительность увеличилась на 17% в 2018 году по сравнению с 2014 годом, в течение следующих пяти лет ожидается рост на 12%, как обещает глава компании.

Чтобы сосредоточиться на разведке, добыче и продаже драгоценных камней – своей основной деятельности – АЛРОСА одновременно продает активы, которые она считает нестратегическими. «Мы не специалисты в области гостиничного бизнеса, нефти, газа, недвижимости, поэтому мы продаем эти активы. Это снижает наши расходы», - соглашается Сергей Иванов.

Для снижения издержек АЛРОСА также отправилась завоевывать международный рынок, чтобы найти месторождения, которые будут дешевле в эксплуатации, чем в отдаленных районах Сибири, и обеспечить долгосрочное производство. Наряду с другими российскими компаниями, производитель инвестирует в Африку, особенно в Анголу, где он исследует месторождение, которое может стать одним из крупнейших за последние десятилетия. Компания также интересуется Зимбабве. Недостаточно изученный африканский континент «обладает огромным геологическим потенциалом, и мы считаем, что там возможно будет открыть новые крупные месторождения», - говорит глава компании.

Направление «Маркетинг»

И, наконец, АЛРОСА прорабатывает свою стратегию влияния. На мировом алмазном рынке, в этой игре, доминирует De Beers. Дочерняя компания Anglo American была воплощением отрасли на протяжении десятилетий. Монополия, основанная на маркетинге стоимостью в миллиарды долларов США: один из самых знаковых рекламных слоганов в истории «Бриллиант – это навсегда», способствовала стократному росту продаж De Beers в прошлом веке. АЛРОСА вместе с De Beers являются одними из основных финансовых спонсоров Ассоциации производителей алмазов (DPA) - организации, которая представляет 75% мирового производства и защищает интересы производителей алмазов по всему миру.

Это одна из первых «маркетинговых» инициатив АЛРОСА за пределами России для продвижения драгоценных камней. «Исторически АЛРОСА действовала как классическая горнодобывающая компания и не уделяла внимания маркетингу. Но рынок меняется, и новые условия заставляют нас развиваться. Мы должны понимать, что спрос на нашу продукцию [алмазы] напрямую зависит от спроса на конечный продукт, ювелирные изделия с бриллиантами», - говорит руководитель российского производителя.

Алмазы не являются сырьем, аналогичным другим видам сырья, есть мнение, что это не сырье в привычном нам смысле. Это продукция, покупка которой носит дискреционный характер, отмечает специалист. Хотя спрос частично связан с экономической деятельностью, его необходимо стимулировать, вдохновлять и развивать.

Цифровой паспорт

Кроме того, сами любители драгоценных камней изменились. Стало необходимым реагировать на спрос на прозрачность и этику молодых потребителей, которые хотят получить сведения о пути камней. Что касается прозрачности, то АЛРОСА, которая работала в режиме строгой секретности в течение длительного времени, развивается. В компании свой собственный производственный центр, таким образом, она может гарантировать происхождение каждого алмаза, все они обладают уникальной индивидуальностью. Компания тестирует новые технологии отслеживания, включая создание цифрового паспорта для своих камней. Она разрабатывает инструменты для обнаружения синтетических алмазов, конкуренция со стороны которых растет, и которые на сегодняшний день невозможно выявить невооруженным глазом.

Уже несколько месяцев мировой алмазный рынок остается очень сложным. Цены на мелкие камни более низкого качества снизились. Они прибыли в слишком большом количестве, и запасы накопились. Спрос ослаб, продажи упали. На ситуацию также повлияли и торговая война между Соединенными Штатами и Китаем, и сильная напряженность в Гонконге. В первом квартале продажи АЛРОСА снизились на 27%. В конце июня UBS уже отмечал, что российская компания вынуждена понизить свои оценки продаж за год, чтобы избежать чрезмерного дисконта на цены. В 2018 году компания продала алмазно-бриллиантовой продукции на сумму свыше 4,5 миллиардов долларов США, в основном это алмазы. АЛРОСА надеется, что к осени ситуация нормализуется. На этом циклическом рынке, по словам представителей компании, были и другие сложные периоды.

Водка, икра

Тем временем АЛРОСА решила, что ее усилия заявить о себе будут реализованы через Соединенные Штаты. Компания только что возобновила работу своего нью-йоркского офиса. Это объясняется тем, что американцы остаются безусловно основными покупателями ювелирных изделий с бриллиантами на планете. Но как насчет российских камней во времена санкций США в отношении некоторых компаний и лиц, близких к Кремлю? В интервью, которое Ребекка Форстер, президент ALROSA USA дала специализированному журналу JCK в январе, отметает неопределенность: «Когда люди смотрят на бриллианты, они смотрят на них как на предмет роскоши. Они вообще не думают о политике. То же самое касается русской водки или икры. Именно качество создает их репутацию».

Ключевые цифры

300 миллиардов рублей (4,2 млрд евро)

оборот в 2018 году

156 млрд рублей (2,2 млрд евро)

EBITDA в 2018 году

1,1 миллиард каратов

запасы алмазов

35 000 сотрудников

в основном в Якутии

66% капитала

в руках Российской Федерации, а также Республики и муниципальных районов Республики Саха (Якутия)

80 миллиардов рублей (1,1 млрд евро)

выплатил в Якутию дивиденды и налоги в 2018 году

130%

рост цены на акции с момента IPO в 2013 году

Последнее обновление страницы было сделано 11 июля 2019 в 11.49